Журнал Loader'а

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Рейтинг 0

33. Судьба проекта: Борисово и Лесопарковая

Автор: Loader, 8.11.2015, 1:50



Этой публикацией я предваряю серию статей об изменении проектов станций Московского Метрополитена, построенных в пост-советское время. Всегда интересно было рассмотреть динамику изменений, увидеть задумку автора проекта и что было построено в итоге. В этом смысле я рекомендую читателям изучить статьи Станислава Константинова, известного как bluesmaker. Вы можете найти его посты как про многие открытые за последние годы станции, так и про уже старые. А я сегодня сделаю задел в виде анализа «Борисово» и «Лесопарковой», потому как проекты этих станций имеют историю в виде нереализованности на других станциях метро.

Посмотреть
Борисово


01. Данный проект изначально был предназначен для станции «Зябликово». Над ним работали архитекторы «МетроГипроТранса» Н.И. Шумаков, Г.С. Мун и Н.В. Шурыгина. Спасибо u-bahner, выложившему множество эскизов старых проектов станций московского метро за их изображения в приемлемом виде.


02. Ещё одна картинка этого варианта. Как видите, в те времена (скорее всего, это были 80-е годы) все изображения выполнялись вручную тушью и краской, никаких рендеров не было. Не очень понятно по этим эскизам, была ли станция «Зябликово» запланирована на тот момент в кривой, как она в итоге была построена. Из ТЭО следует, что станция всегда планировалась в кривой.


03. Впрочем, эскиз мог и не учитывать таких конструктивных особенностей, да и данный ракурс наверняка не позволяет оценить «кривизну» платформы. Даже на современных фото станции это бывает незаметно.


04. Данный проект долго пролежал без реализации, пока в 2000-е годы у московских властей не появилась идея построить линию «лёгкого» метро в районы Солнцево и Новопеределкино по аналогии с Бутовской линией. Станции должны были располагаться на эстакадах, за исключением подземных станций «Юго-Западная» и «Никулинская». «Юго-Западную» планировалось построить параллельно существующей одноимённой станции Сокольнической линии. В итоге от идеи «лёгкого» метро отказались, и теперь в ту сторону строится обычная линия.

Здесь мы видим, что светильники, изначально направленные под углом на центр платформы, сменили угол наклона. Скорее всего, изначальное положение могло вызвать плохую освещённость краёв платформы, либо изменения были продиктованы удешевлением проекта. Кроме того, предлагалось окрасить «абажуры» светильников в оранжевый цвет.


05. Впрочем, снова лежать на полках проекту пришлось недолго. Примерно в то же время в состав проектируемого участка Арбатско-Покровской линии метрополитена была добавлена незапланированная ранее станция «Мякинино», тогда ещё под проектным названием «Мякининская». Однако и тут данному варианту не суждено было сбыться. Изменение конструктива «Мякинино» было вызвано интеграцией в подземный ярус здания многоуровневой парковки торгового комплекса «Крокус-Сити», что повлекло смену проекта станции.


06. В конце концов, проект обрёл своё воплощение в виде станции «Борисово», вернувшись таким образом в лоно южного участка Люблинской линии.


07. Другой ракурс даёт возможность оценить конструкцию лавочки со стеклянным панелями, которая в изменённом виде была реализована в итоговом варианте.


08. Станция «Борисово», архитекторы – Н.Н. Шумаков, В.С. Волович и Н.В. Шурыгина. Вырезы под «абажуры» другой формы, изменены и сами «абажуры». Теперь это просто конструкции из стекла, хотя изначально планировалось что-то более монументальное (возможно, я ошибаюсь). Путевые стены по сравнению с последними рендерами изменены, как и место крепления названия станции. Несмотря на то, что станции пускового участка («Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово») имеют схожее оформление, победа архитекторов в том, что они отказались от типовых табличек на путевых стенах, применяемых на некоторых станциях, начиная со станции «Выставочная» (тогда ещё под названием «Деловой центр»). Из мелких изменений – другой рисунок отделки пола и немного другая конструкция лавочек.

Лесопарковая


09. Изначально этот проект предлагался для станции «Марьино», которая в итоге была построена не односводчатой, а однопролётной. Над ним работали архитекторы «МетроГипроТранса» В.З. Филиппов и С.А. Петросян.


10. В конце 2000-х «МетроГипроТранс» вернулся к нему во время работы над станцией «Лесопарковая» Бутовской линии метро.


11. В процессе работы над проектом происходили изменения: упрощён рисунок отделки пола, изменены цвета мрамора путевых стен. В итоге интересный коричневый мрамор вообще исчезнет из оформления станции.


12. Во время строительства станции к проектированию подключился «КазГражданПроект», соавтором стал архитектор А.М. Мустафин. Снова изменена отделка пола и путевых стен. Интересно, что внешний вид названия станции на путевой стене выполнила дизайнерская студия Артемия Лебедева (посмотреть процесс создания).


13. Предлагался также вариант станции с дверьми на платформе.


14. В итоге построена станция была, в основном, в соответствии с последними рендерами. Только тактильную плитку для слабовидящих пассажиров почему-то не стали красить в жёлтый цвет, как это обычно делается. Зато в процессе строительства изменились выходы и венткиоски.


15. На этапе проектирования продления Бутовской линии рассматривался вариант станции колонного типа. Потом «МетроГипроТранс» смахнул пыль с проекта «Марьино» и сделал «Лесопарковую» односводчатой.


16. Односводчатый вариант предусматривал довольно типичные конструкции вестибюлей и выходов. Ничего выдающегося.


17. Когда к проектированию подключился «КазГражданПроект», вестибюли были изменены на наземно-подземные вместо подземных. Интересно, что станцию планировалось построить с двумя вестибюлями, и главный из них явно был западный (в данный момент недостроен, посмотреть подборку его фото), а вот восточный выход-фонарь на этом рендере выглядит как эвакуационный.


18. Позже всё переиграли, и открывающимся для пассажиров стал восточный выход, к которому добавился наземный павильон с козырьком. Также изменилось количество и положение венткиосков. Некоторые из них в итоге скомпановали в ряд квадратных в плане сооружений, которые рядом с круглыми смотрятся аляповато. Предоставим слово авторам проекта:

Цитата(ESOX @ 28.2.2014, 21:10) *
Купол (Фонарь) рождался в муках, было даже желание от него отказаться. Первоначально он не получался ни конструктивно, ни архитектурно. Эскизов и расчетов было сделано очень много.
К слову! Если вы увидите рядом с куполом на верху квадратные венткиоски, никакого отношения авторы проекта к ним не имеют. Они должны были быть совсем другими. Габариты и конфигурацию изменили во время строительства, несмотря на протесты авторов.

Цитата(ESOX @ 28.2.2014, 21:36) *
Да, венткиоски должны были быть круглыми, по высоте на 1 метр ниже и они не должны были доминировать. Рядом с павильоном схода стоят два огромных круглых венткиоска, но их почти не заметно. По крайней мере я так вижу.

Цитата(ESOX @ 28.2.2014, 21:36) *
Есть еще косяки подрядчиков. Им не дали время выполнить все задумки авторов, говорили, что за выделенное время не было физической возможности выполнить. Архитекторы еле отбили деревья на дымзащитномм экране и на пано фонаря их тоже не хотели делать.


19. Рядом с павильоном схода построили венткиоски по задумке авторов.


20. А вот венткиоски рядом с «фонарём» оптимизировали до больших квадратных в плане конструкций.

Обзор других аспектов оформления станции «Лесопарковая» и фотоотчёт вы можете посмотреть здесь. Например, сравнить проект действующего вестибюля и то, что было в итоге построено (в целом, совпадает). Проект законсервированного вестибюля можно увидеть здесь.

На этом пока всё, а в скором времени мы посмотрим на проекты других станций, построенных в пост-советское время.


Стиль вывода комментариев:


Комментариев

  KVentz, 8.11.2015, 10:14

Спасибо, очень интересное исследование!

  SvK, 8.11.2015, 23:04

Привет.
Если честно - претензия к форме венткиосков в чьей-то речи меня всегда смешит. Как будто бы оттого что они похожи на трубы, на надгробья, на юлу или ещё на хрен пойми что - зависит будут ли пользоваться метро пассажиры. Ну какая разница, в самом деле? В советскую эпоху венткиоски вообще ставились либо призмами, либо решётки торчали из под земли - и всё было прекрасно. Чем сумбурнее форма - тем меньше в неё будет желание залезть у кого не надо.
Ну а касательно поста в целом, я думаю не секрет что изначально юг ЛДЛ планировали провести через Братеево и завершить где-то в районе Шипиловской. Поэтому вряд ли станция "Зябликово" вообще появилась бы на свет при таком проекте. Котлован на Шипиловской был перпендикулярный, т.е. линия бы загибалась к юго-западу. Не срослось.
А стеклянные купола нынешней "Борисово" скорее вызваны не дизайном, а техническим аспектом. Решили отказаться от нависающего бетона. Мне кажется зря, т.к. результат получился похожим на "Отрадное" и "Алтуфьево", хотя в проекте предусматривалась именно игра форм и освещения, распределение света не на окружную дыру вокруг каждого светильника, а именно на стены и пол. Этакие световые гейзеры. В результате та же "Шипиловская" вышла куда красивее.

  Loader, 9.11.2015, 0:44

Цитата(StanislavK @ 8.11.2015, 23:04)
Если честно - претензия к форме венткиосков в чьей-то речи меня всегда смешит. Как будто бы оттого что они похожи на трубы, на надгробья, на юлу или ещё на хрен пойми что - зависит будут ли пользоваться метро пассажиры. Ну какая разница, в самом деле? В советскую эпоху венткиоски вообще ставились либо призмами, либо решётки торчали из под земли - и всё было прекрасно. Чем сумбурнее форма - тем меньше в неё будет желание залезть у кого не надо.

Ну давай станции вообще строить унылыми бетонными коробками. Ими всё равно пользоваться будут. Выгоним всех архитекторов, и добро пожаловать в 60-е годы.

Цитата(StanislavK @ 8.11.2015, 23:04)
Ну а касательно поста в целом, я думаю не секрет что изначально юг ЛДЛ планировали провести через Братеево и завершить где-то в районе Шипиловской. Поэтому вряд ли станция "Зябликово" вообще появилась бы на свет при таком проекте. Котлован на Шипиловской был перпендикулярный, т.е. линия бы загибалась к юго-западу. Не срослось.

Не знаю, откуда ты это взял. Ничего такого я в проектах не видел.



1971, потом 1973 годы. Шипиловской нет, но остальное всё запланировано, как и было построено в наше время. ЛДЛ впервые появилась в планах как часть БКЛ.



1977 год. Тут у станций проектные названия. Красногвардейская называлась Братеево. Да, через это Братеево как раз и прошла ЛДЛ.



1988-й. Всё, как сейчас.

  Дурень, 9.11.2015, 16:44

Цитата
Не очень понятно по этим эскизам, была ли станция «Зябликово» запланирована на тот момент в кривой, как она в итоге была построена.
НЯП, не планировалась она в кривой. И это особо подчёркивалось, когда начали строить в осуществившемся варианте.

  SvK, 10.11.2015, 2:47

Цитата(Loader @ 9.11.2015, 0:44)
Ну давай станции вообще строить унылыми бетонными коробками. Ими всё равно пользоваться будут. Выгоним всех архитекторов, и добро пожаловать в 60-е годы.
А при чём здесь архитекторы? Задача архитекторов - это спроектировать "юзабельный" проект, а не прифинтюлить всякие вычурности из серии висящих на потолке овалов и треугольников. Этого не было вплоть до начала 1980-х, и массово оно вообще не тиражировалось до 2000-х. И вина здесь лежит не на архитекторах, а на дизайнерах.

Цитата(StanislavK @ 8.11.2015, 23:04)
Да, через это Братеево как раз и прошла ЛДЛ.
Значит сдвиг к востоку произошёл выше. Просто я помню что за "Марьино" изначально хотели 2 станции сделать, а не 3. 3-я появилась позже.

П.С. Да, ещё забыл! Комментарий. Подписывай изображения не снизу, а сверху. Так читать удобнее s_yes.gif

Сообщение отредактировал StanislavK - 10.11.2015, 2:49

  Loader, 10.11.2015, 3:08

Цитата(StanislavK @ 10.11.2015, 2:47)
Значит сдвиг к востоку произошёл выше. Просто я помню что за "Марьино" изначально хотели 2 станции сделать, а не 3. 3-я появилась позже.

Открой картинки со схемами, что я выложил. Там как раз две станции - Борисово и Зябликово. Борисово изначально находилась весьма выгодно, выходя на Братеевскую улицу и на Пр.Пр.5301. Но, чтобы её там построить, требовалось переносить русло реки Городни. Для этой цели даже частично была собрана труба коллектора. Потом посчитали, что всё это сложно, проще построить лишнюю станцию.

Цитата(StanislavK @ 10.11.2015, 2:47)
Подписывай изображения не снизу, а сверху. Так читать удобнее

Посмотрим. Мне удобнее наоборот. Сначала подумать, что изображено, потом почитать.

  Vlad, 10.11.2015, 5:25

Цитата(Дурень @ 9.11.2015, 16:44)
НЯП, не планировалась она в кривой. И это особо подчёркивалось, когда начали строить в осуществившемся варианте.

Красногвардейская - односводчатая с межпутьем 12,90 м. Конструктивной особенностью станции является криволинейное очертание платформы в плане, выполненное радиусом 1500 м, что обусловлено необходимостью ее размещения в границах отведенной криволинейной технической зоны.
ТЭО строительства участка Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена от станции Марьино до станции Красногвардейская, Пояснительная записка, 1988 г.


Это первое ТЭО на продление линии за Марьино. Техзона Люблинского радиуса была установлена в 83-м на основе еще Генплана-71 и после пересечения Гурьевского проезда и МКАД уходила в Развилку - вот эти справа 16-этажные дома были построены с учетом техзоны, дом прямо - современной постройки...

Сообщение отредактировал Vlad - 10.11.2015, 6:12

  Vlad, 10.11.2015, 5:37

Да, если интересно - в Метрогипротрансе эскизы, которые отфотографировал Питер, висели и стояли на подрамниках вот в таком виде, захламляя проход, институт тогда начал переходить на компьютерное проектирование и вскоре от всего этого избавились...

  Loader, 10.11.2015, 5:59

Идея передать это в музей метро неужели никому в голову не приходила?

  Vlad, 10.11.2015, 6:02

Цитата(Loader @ 10.11.2015, 5:59)
Идея передать это в музей метро неужели никому в голову не приходила?

Не знаю... Музеем тогда заведовал Болотов - ему это точно не нужно было, да и размещать то же негде.

  SvK, 10.11.2015, 13:37

Цитата(Loader @ 10.11.2015, 3:08)
Открой картинки со схемами, что я выложил. Там как раз две станции - Борисово и Зябликово. Борисово изначально находилась весьма выгодно, выходя на Братеевскую улицу и на Пр.Пр.5301. Но, чтобы её там построить, требовалось переносить русло реки Городни. Для этой цели даже частично была собрана труба коллектора. Потом посчитали, что всё это сложно, проще построить лишнюю станцию.
Ну н.м.и., перенесли не потому что "проще построить лишнюю станцию", а из-за спроса в жилье. Борисово максимально отвели к Орехово, а дальше трассу откорректировали только относительно Мусы Джалиля.

Сообщение отредактировал StanislavK - 10.11.2015, 13:39

  Loader, 10.11.2015, 19:59

Жильё уже было там построено. Когда строили Борисово, станция оказалась между домами во дворе. Кто-то наверняка до сих пор против такого соседства. Единственная корректировка, которая произошла, уже описана выше. Кроме того, по тому проекту, где станция должна быть на месте русла Городни, тоннели линии должны были выйти на мост, параллельный автомобильному. Опоры этого моста выполнены с заделами под соседний пролёт метромоста.

Кусок трассы вдоль ул. Мусы Джалиля никогда не менял своего положения.

  SvK, 11.11.2015, 7:41

Цитата(Loader @ 10.11.2015, 19:59)
Когда строили Борисово, станция оказалась между домами во дворе.
Ну по сути "во дворе" там только северо-восточный выход, который в принципе могли б и не открывать. Юго-западный выводит к Братеевскому проезду, где вполне себе обосновано наличие метро.

Кстати, не знал, что в честь уходящего Беседина назвали шоссе lol.gif
А почему не "Проволочное" или "Катастрофное"?

  vlad_svd, 11.11.2015, 16:00

Цитата(Loader @ 10.11.2015, 3:08)
Борисово изначально находилась весьма выгодно, выходя на Братеевскую улицу и на Пр.Пр.5301. Но, чтобы её там построить, требовалось переносить русло реки Городни. Для этой цели даже частично была собрана труба коллектора. Потом посчитали, что всё это сложно, проще построить лишнюю станцию.


Не так. С самого начала строительства (в начале 90-х) строились все три станции (Боирсово, Шипиловская и Зябликово, причем Борисово тогда называлась Братеево, а Шипиловская - Борисово).
Под Шипиловскую был раскрыт котлован, от Борисово в сторону Марьино пройдено 300 метров тоннеля (Протоновской "Полиной", которая там потом еще в забое проторчала лет 10, пока ее в Казань тайком не увезли).
Когда строительство возобновилось, размещение Борисово изменили, официально потому, что изменился статус территории поймы Городни, она стала ООПТ и копать там метру, а тем более убирать речку в коллектор - низзя.
Поэтому станцию сдвинули севернее, уже построенный тоннель частично разобрали (то, что попало в тело станции), частично - забутили.

Сообщение отредактировал vlad_svd - 11.11.2015, 16:01

  Loader, 11.11.2015, 16:41

Цитата(vlad_svd @ 11.11.2015, 16:00)
Когда строительство возобновилось, размещение Борисово изменили, официально потому, что изменился статус территории поймы Городни, она стала ООПТ и копать там метру, а тем более убирать речку в коллектор - низзя.

Вот этот факт я уже забыл. Также из-за ООПТ не построили южный выход станции Зябликово на нечётную сторону Ясеневой улицы (чётную Мусы Джалиля).

 
« Читать предыдущее · Журнал Loader'а · Читать следующее »

« Май 2019 »

ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Служебные ссылки


Поиск в блоге




Последние посетители



9 May 2019 - 15:08


7 May 2019 - 10:16


5 May 2019 - 17:10


28 Mar 2019 - 8:36


20 Mar 2019 - 14:05


14 Mar 2019 - 11:35


3 Mar 2019 - 21:16


28 Feb 2019 - 10:09


26 Feb 2019 - 12:47


20 Feb 2019 - 23:21

0 посетителей в блоге

0 гостей
0 пользователей
0 скрытых пользователей



info2016 ≤co-бa-кa≥ nashtransport.ru
«Наш транспорт» © 2010—2019. «Моё метро» © 2002—2010
Rambler's Top100