workweek. Мой блог

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Рейтинг 0

ЦМЖТ-1

Автор: workweek, 17.12.2011, 9:48

За этой труднопроизносимой аббревиатурой скрывается совершенно уникальный объект:

Центральный музей железнодорожного транспорта
Сегодня и завтра мы чуть-чуть погуляем по его залам.
Это один из старейших технических музеев в мире, в его собрании более пятидесяти тысяч экспонатов.
Начнём с нескольких сухих исторических слов.
Развитие промышленности, внутренней и внешней торговли в России в начале XIX века требовало создания новых и более надёжных путей сообщения. Для руководства работами по строительству и эксплуатации водных и сухопутных путей сообщения в 1809 году был образован Корпус инженеров путей сообщения. Разумеется, нужны были кадры, поэтому одновременно появился институт Корпуса инженеров путей сообщения.
В структуре института был предусмотрен "особый зал" для хранения моделей всех важнейших сооружений, существующих (или ещё только проектируемых) в России и других странах. Первые модели в "особый зал" поступили в 1813 году. Этот год и считается датой рождения Центрального музея железнодорожного транспорта.
В 1859 году был издан специальный указ, по которому все учреждения, занимающиеся строительством в России, обязаны были присылать в институт модели и чертежи построенных сооружений, причём не только транспортных объектов, но и больших гражданских сооружений, памятников и соборов.
Разумеется, фонды стали пополняться очень быстро. К началу XX века было построено нынешнее здание в Юсуповом саду, фасадом на Садовую улицу:


Открыть в полном размере (4000x2292; 4,72 мегабайт)

Для широкой публики музей был открыт (ещё в старом здании, разумеется) в 1862 году.

Сейчас посетителей встречает такая табличка:

Открыть в полном размере (2388x3270; 2,66 мегабайт)

И вот такая парадная лестница:

Открыть в полном размере (3828x2948; 4,55 мегабайт)

Модели локомотивов, вагонов, образцы путей и прочее расположены в разных залах. Я не стану группировать их по типам, а буду сохранять логику "из зала в зал".

Как видите, по бокам лестницы тоже есть кое-что итересное.
Все экспонаты я буду комментировать текстами с табличек.


Открыть в полном размере (1614x3515; 2,28 мегабайт)
Светофор с местным питанием светофорных ламп от сигнальных трансформаторов, 1930-е годы.


Открыть в полном размере (4000x2096; 4,34 мегабайт)
Четырёхосный вагон-ледник, масштаб 1:15.


Открыть в полном размере (3072x2444; 3,72 мегабайт)
Промышленный танк-паровоз типа 0-2-0, масштаб 1:10. Он спроектирован и построен для маневровой работы у металлургических печей крупных промышленных предприятий. В 1930-е годы такие паровозы строились на Невском, Муромском и Сормовском заводах.


Открыть в полном размере (2016x3641; 3,23 мегабайт)
Павел Петрович Мельников, первый министр путей сообщения Российской империи.

Диорамы


Открыть в полном размере (3752x2856; 4,44 мегабайт)
Строительство железной дороги в 1880-х годах.


Открыть в полном размере (3508x2880; 3,67 мегабайт)
Пассажирский вокзал внеклассной станции конца XIX века.


Открыть в полном размере (3748x2800; 4,13 мегабайт)
Погрузо-разгрузочный двор товарной станции конца XIX века.


Открыть в полном размере (3404x2936; 4,44 мегабайт)
Строительство железной дороги, 1973 год.


Открыть в полном размере (3532x2720; 3,77 мегабайт)
Пассажирский вокзал и станция с прогрессивными видами тяги, 1973 год.


Открыть в полном размере (3856x2748; 4,45 мегабайт)
Грузовой двор товарной станции, 1973 год.



Открыть в полном размере (3632x2648; 2,9 мегабайт)
Макет бронепоезда времён гражданской войны.

Первый зал музея называется Зарождение железных дорог России.


Открыть в полном размере (3800x2732; 3,75 мегабайт)
Рельсовое скрепление на шпале. Применялось в 1850-х - 1860-х годах.


Открыть в полном размере (3684x2740; 4,83 мегабайт)
Верхнее строение пути Петербургско-Московской железной дороги. Красная конструкция в форме лиры - стрелочный указатель.



Открыть в полном размере (1566x4000; 2,44 мегабайт)
Шаровой семафор. Первоначальный тип сигнализации; применялся на Варшавско-Венской железной дороге.


Открыть в полном размере (2920x2380; 2,84 мегабайт)
Электромагнитный стрелочный аппарат Якоби со штепсельным передатчиком, 1843 год. Применялся на линии связи между зданием Главного управления путей сообщения и кабинетом Николая I.


Открыть в полном размере (3328x2112; 2,86 мегабайт)
Состав Царскосельской железной дороги, масштаб 1:18. Модель сделана в 1937 году. Сам состав был произведён в Западной Европе.


Открыть в полном размере (3448x2704; 3,54 мегабайт)
Паровоз "Проворный" - один из первых паровозов, работавших на Царскосельской железной дороге. Модель сделана в 1839 году, масштаб 1:4.


Открыть в полном размере (2860x2612; 3,29 мегабайт)
Первый русский паровоз, построенный механиками Черепановыми в 1833-1834 годах в Нижнем Тагиле. Это паровоз водил по заводской дороге составы с рудой весом до трёх тонн со скоростью до шестнадцати километров в час. Модель в масштабе 1:2 сделана тоже Черепановыми в 1839 году.


Открыть в полном размере (2280x2148; 1,93 мегабайт)
Паровоз Стефенсона "Ракета", построен в 1829 году для железной дороги Ливерпуль - Манчестер. Он развил скорость 47 километров в час на соревнованиях 1829 года в Англии.


Открыть в полном размере (2340x3000; 3,54 мегабайт)
Паровоз с "ногами" Брентона, 1813 год. Это паровоз имел один горизонтальный цилиндр, шток поршня которого был соединён с "ногами", снабжёнными "ступнёй" в виде скобы. При движении поршня паровой машины "нога" упиралась в землю, заставляя паровоз продвинуться на длину хода поршня. Таким образом достигалась скорость порядка пяти километров в час.


Открыть в полном размере (3116x2624; 4,58 мегабайт)
Паровоз Бленкинсона-Меррея, 1812 год. Зубчатая колёсная пара посередине - ведущая, а передние и задние - поддерживающие. Два вертикальных цилиндра расположены по одной оси котла. Передача на ведущую ось была устроена так, что кривошипы обоих колёс всегда оставались под прямым углом друг к другу. Паровоз развивал скорость тоже до пяти километров в час. Эксплуатировался до 1839 года.


Открыть в полном размере (2780x2612; 3,18 мегабайт)
Действующая схема паровой машины Уатта 1784 и...


Открыть в полном размере (2920x2605; 3,09 мегабайт)
...1786 годов.

Разные экспериментальные виды рельсов

Открыть в полном размере (2502x2440; 2,72 мегабайт)
Чугунные грибовидного сечения рельсы Джессона в чугунных подушках на каменных "стульях", конец XVIII века.


Открыть в полном размере (3184x2144; 3,81 мегабайт)
Чугунные уголковые рельсы 1776 года.


Открыть в полном размере (3112x2096; 3,95 мегабайт)
Рельсовая колея Рейнольдса 1767 года.


Открыть в полном размере (3284x2384; 4,12 мегабайт)
Деревянная рельсовая колея XVII века.


Остальные залы музея я покажу вам завтра.


Стиль вывода комментариев:


Комментариев

  Profit, 17.12.2011, 11:13

Очень интересно, спасибо :)

  sputnik-smr, 17.12.2011, 11:55

Как-будто снова побывал там smile.gif

  fndoder, 19.12.2011, 22:10

Интересный музей.

  workweek, 19.12.2011, 22:17

Цитата(fndoder @ 19.12.2011, 23:10)
Интересный музей.

Да, очень. Куда лучше, чем на фото.

  Битцевский панк, 20.12.2011, 20:09

А я собирался, но во все дни приезда он не работал.

 
« Читать предыдущее · workweek. Мой блог · Читать следующее »


Последние посетители



21 Sep 2019 - 23:09


13 Aug 2018 - 20:17


23 Jun 2018 - 15:52


14 Jun 2018 - 20:01


25 Feb 2018 - 20:10


25 Feb 2018 - 17:58


16 Dec 2017 - 1:34


14 Nov 2017 - 15:51


11 Nov 2017 - 23:30


11 Nov 2017 - 15:37


8 Nov 2017 - 9:48


8 Nov 2017 - 1:33


7 Nov 2017 - 15:48


4 Nov 2017 - 16:43


4 Nov 2017 - 15:37


4 Nov 2017 - 12:41


4 Nov 2017 - 11:43


3 Nov 2017 - 21:42


3 Nov 2017 - 10:32


3 Nov 2017 - 9:06


3 Nov 2017 - 8:20


2 Nov 2017 - 20:15


24 Sep 2017 - 18:44
262


20 Sep 2017 - 12:40


19 Sep 2017 - 0:24


17 Sep 2017 - 18:35


17 Sep 2017 - 18:35


17 Sep 2017 - 12:08


16 Sep 2017 - 15:34


16 Sep 2017 - 15:02

0 посетителей в блоге

0 гостей
0 пользователей
0 скрытых пользователей


« Октябрь 2019 »

ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск в блоге





info2016 ≤co-бa-кa≥ nashtransport.ru
«Наш транспорт» © 2010—2019. «Моё метро» © 2002—2010
Rambler's Top100