ЦМЖТ-1
Автор: workweek, 17.12.2011, 9:48
За этой труднопроизносимой аббревиатурой скрывается совершенно уникальный объект:
Центральный музей железнодорожного транспорта
Сегодня и завтра мы чуть-чуть погуляем по его залам.
Это один из старейших технических музеев в мире, в его собрании более пятидесяти тысяч экспонатов.
Начнём с нескольких сухих исторических слов.
Развитие промышленности, внутренней и внешней торговли в России в начале XIX века требовало создания новых и более надёжных путей сообщения. Для руководства работами по строительству и эксплуатации водных и сухопутных путей сообщения в 1809 году был образован Корпус инженеров путей сообщения. Разумеется, нужны были кадры, поэтому одновременно появился институт Корпуса инженеров путей сообщения.
В структуре института был предусмотрен "особый зал" для хранения моделей всех важнейших сооружений, существующих (или ещё только проектируемых) в России и других странах. Первые модели в "особый зал" поступили в 1813 году. Этот год и считается датой рождения Центрального музея железнодорожного транспорта.
В 1859 году был издан специальный указ, по которому все учреждения, занимающиеся строительством в России, обязаны были присылать в институт модели и чертежи построенных сооружений, причём не только транспортных объектов, но и больших гражданских сооружений, памятников и соборов.
Разумеется, фонды стали пополняться очень быстро. К началу XX века было построено нынешнее здание в Юсуповом саду, фасадом на Садовую улицу:

Открыть в полном размере (4000x2292; 4,72 мегабайт)
Для широкой публики музей был открыт (ещё в старом здании, разумеется) в 1862 году.
Сейчас посетителей встречает такая табличка:

Открыть в полном размере (2388x3270; 2,66 мегабайт)
И вот такая парадная лестница:

Открыть в полном размере (3828x2948; 4,55 мегабайт)
Модели локомотивов, вагонов, образцы путей и прочее расположены в разных залах. Я не стану группировать их по типам, а буду сохранять логику "из зала в зал".
Как видите, по бокам лестницы тоже есть кое-что итересное.
Все экспонаты я буду комментировать текстами с табличек.

Открыть в полном размере (1614x3515; 2,28 мегабайт)
Светофор с местным питанием светофорных ламп от сигнальных трансформаторов, 1930-е годы.

Открыть в полном размере (4000x2096; 4,34 мегабайт)
Четырёхосный вагон-ледник, масштаб 1:15.

Открыть в полном размере (3072x2444; 3,72 мегабайт)
Промышленный танк-паровоз типа 0-2-0, масштаб 1:10. Он спроектирован и построен для маневровой работы у металлургических печей крупных промышленных предприятий. В 1930-е годы такие паровозы строились на Невском, Муромском и Сормовском заводах.

Открыть в полном размере (2016x3641; 3,23 мегабайт)
Павел Петрович Мельников, первый министр путей сообщения Российской империи.

Открыть в полном размере (3752x2856; 4,44 мегабайт)
Строительство железной дороги в 1880-х годах.

Открыть в полном размере (3508x2880; 3,67 мегабайт)
Пассажирский вокзал внеклассной станции конца XIX века.

Открыть в полном размере (3748x2800; 4,13 мегабайт)
Погрузо-разгрузочный двор товарной станции конца XIX века.

Открыть в полном размере (3404x2936; 4,44 мегабайт)
Строительство железной дороги, 1973 год.

Открыть в полном размере (3532x2720; 3,77 мегабайт)
Пассажирский вокзал и станция с прогрессивными видами тяги, 1973 год.

Открыть в полном размере (3856x2748; 4,45 мегабайт)
Грузовой двор товарной станции, 1973 год.

Открыть в полном размере (3632x2648; 2,9 мегабайт)
Макет бронепоезда времён гражданской войны.
Первый зал музея называется Зарождение железных дорог России.

Открыть в полном размере (3800x2732; 3,75 мегабайт)
Рельсовое скрепление на шпале. Применялось в 1850-х - 1860-х годах.

Открыть в полном размере (3684x2740; 4,83 мегабайт)
Верхнее строение пути Петербургско-Московской железной дороги. Красная конструкция в форме лиры - стрелочный указатель.

Открыть в полном размере (1566x4000; 2,44 мегабайт)
Шаровой семафор. Первоначальный тип сигнализации; применялся на Варшавско-Венской железной дороге.

Открыть в полном размере (2920x2380; 2,84 мегабайт)
Электромагнитный стрелочный аппарат Якоби со штепсельным передатчиком, 1843 год. Применялся на линии связи между зданием Главного управления путей сообщения и кабинетом Николая I.

Открыть в полном размере (3328x2112; 2,86 мегабайт)
Состав Царскосельской железной дороги, масштаб 1:18. Модель сделана в 1937 году. Сам состав был произведён в Западной Европе.

Открыть в полном размере (3448x2704; 3,54 мегабайт)
Паровоз "Проворный" - один из первых паровозов, работавших на Царскосельской железной дороге. Модель сделана в 1839 году, масштаб 1:4.

Открыть в полном размере (2860x2612; 3,29 мегабайт)
Первый русский паровоз, построенный механиками Черепановыми в 1833-1834 годах в Нижнем Тагиле. Это паровоз водил по заводской дороге составы с рудой весом до трёх тонн со скоростью до шестнадцати километров в час. Модель в масштабе 1:2 сделана тоже Черепановыми в 1839 году.

Открыть в полном размере (2280x2148; 1,93 мегабайт)
Паровоз Стефенсона "Ракета", построен в 1829 году для железной дороги Ливерпуль - Манчестер. Он развил скорость 47 километров в час на соревнованиях 1829 года в Англии.

Открыть в полном размере (2340x3000; 3,54 мегабайт)
Паровоз с "ногами" Брентона, 1813 год. Это паровоз имел один горизонтальный цилиндр, шток поршня которого был соединён с "ногами", снабжёнными "ступнёй" в виде скобы. При движении поршня паровой машины "нога" упиралась в землю, заставляя паровоз продвинуться на длину хода поршня. Таким образом достигалась скорость порядка пяти километров в час.

Открыть в полном размере (3116x2624; 4,58 мегабайт)
Паровоз Бленкинсона-Меррея, 1812 год. Зубчатая колёсная пара посередине - ведущая, а передние и задние - поддерживающие. Два вертикальных цилиндра расположены по одной оси котла. Передача на ведущую ось была устроена так, что кривошипы обоих колёс всегда оставались под прямым углом друг к другу. Паровоз развивал скорость тоже до пяти километров в час. Эксплуатировался до 1839 года.

Открыть в полном размере (2780x2612; 3,18 мегабайт)
Действующая схема паровой машины Уатта 1784 и...

Открыть в полном размере (2920x2605; 3,09 мегабайт)
...1786 годов.

Открыть в полном размере (2502x2440; 2,72 мегабайт)
Чугунные грибовидного сечения рельсы Джессона в чугунных подушках на каменных "стульях", конец XVIII века.

Открыть в полном размере (3184x2144; 3,81 мегабайт)
Чугунные уголковые рельсы 1776 года.

Открыть в полном размере (3112x2096; 3,95 мегабайт)
Рельсовая колея Рейнольдса 1767 года.

Открыть в полном размере (3284x2384; 4,12 мегабайт)
Деревянная рельсовая колея XVII века.
Остальные залы музея я покажу вам завтра.
Это один из старейших технических музеев в мире, в его собрании более пятидесяти тысяч экспонатов.
Начнём с нескольких сухих исторических слов.
Развитие промышленности, внутренней и внешней торговли в России в начале XIX века требовало создания новых и более надёжных путей сообщения. Для руководства работами по строительству и эксплуатации водных и сухопутных путей сообщения в 1809 году был образован Корпус инженеров путей сообщения. Разумеется, нужны были кадры, поэтому одновременно появился институт Корпуса инженеров путей сообщения.
В структуре института был предусмотрен "особый зал" для хранения моделей всех важнейших сооружений, существующих (или ещё только проектируемых) в России и других странах. Первые модели в "особый зал" поступили в 1813 году. Этот год и считается датой рождения Центрального музея железнодорожного транспорта.
В 1859 году был издан специальный указ, по которому все учреждения, занимающиеся строительством в России, обязаны были присылать в институт модели и чертежи построенных сооружений, причём не только транспортных объектов, но и больших гражданских сооружений, памятников и соборов.
Разумеется, фонды стали пополняться очень быстро. К началу XX века было построено нынешнее здание в Юсуповом саду, фасадом на Садовую улицу:

Открыть в полном размере (4000x2292; 4,72 мегабайт)
Для широкой публики музей был открыт (ещё в старом здании, разумеется) в 1862 году.
Сейчас посетителей встречает такая табличка:

Открыть в полном размере (2388x3270; 2,66 мегабайт)
И вот такая парадная лестница:

Открыть в полном размере (3828x2948; 4,55 мегабайт)
Модели локомотивов, вагонов, образцы путей и прочее расположены в разных залах. Я не стану группировать их по типам, а буду сохранять логику "из зала в зал".
Как видите, по бокам лестницы тоже есть кое-что итересное.
Все экспонаты я буду комментировать текстами с табличек.

Открыть в полном размере (1614x3515; 2,28 мегабайт)
Светофор с местным питанием светофорных ламп от сигнальных трансформаторов, 1930-е годы.

Открыть в полном размере (4000x2096; 4,34 мегабайт)
Четырёхосный вагон-ледник, масштаб 1:15.

Открыть в полном размере (3072x2444; 3,72 мегабайт)
Промышленный танк-паровоз типа 0-2-0, масштаб 1:10. Он спроектирован и построен для маневровой работы у металлургических печей крупных промышленных предприятий. В 1930-е годы такие паровозы строились на Невском, Муромском и Сормовском заводах.

Открыть в полном размере (2016x3641; 3,23 мегабайт)
Павел Петрович Мельников, первый министр путей сообщения Российской империи.
Диорамы

Открыть в полном размере (3752x2856; 4,44 мегабайт)
Строительство железной дороги в 1880-х годах.

Открыть в полном размере (3508x2880; 3,67 мегабайт)
Пассажирский вокзал внеклассной станции конца XIX века.

Открыть в полном размере (3748x2800; 4,13 мегабайт)
Погрузо-разгрузочный двор товарной станции конца XIX века.

Открыть в полном размере (3404x2936; 4,44 мегабайт)
Строительство железной дороги, 1973 год.

Открыть в полном размере (3532x2720; 3,77 мегабайт)
Пассажирский вокзал и станция с прогрессивными видами тяги, 1973 год.

Открыть в полном размере (3856x2748; 4,45 мегабайт)
Грузовой двор товарной станции, 1973 год.

Открыть в полном размере (3632x2648; 2,9 мегабайт)
Макет бронепоезда времён гражданской войны.
Первый зал музея называется Зарождение железных дорог России.

Открыть в полном размере (3800x2732; 3,75 мегабайт)
Рельсовое скрепление на шпале. Применялось в 1850-х - 1860-х годах.

Открыть в полном размере (3684x2740; 4,83 мегабайт)
Верхнее строение пути Петербургско-Московской железной дороги. Красная конструкция в форме лиры - стрелочный указатель.

Открыть в полном размере (1566x4000; 2,44 мегабайт)
Шаровой семафор. Первоначальный тип сигнализации; применялся на Варшавско-Венской железной дороге.

Открыть в полном размере (2920x2380; 2,84 мегабайт)
Электромагнитный стрелочный аппарат Якоби со штепсельным передатчиком, 1843 год. Применялся на линии связи между зданием Главного управления путей сообщения и кабинетом Николая I.

Открыть в полном размере (3328x2112; 2,86 мегабайт)
Состав Царскосельской железной дороги, масштаб 1:18. Модель сделана в 1937 году. Сам состав был произведён в Западной Европе.

Открыть в полном размере (3448x2704; 3,54 мегабайт)
Паровоз "Проворный" - один из первых паровозов, работавших на Царскосельской железной дороге. Модель сделана в 1839 году, масштаб 1:4.

Открыть в полном размере (2860x2612; 3,29 мегабайт)
Первый русский паровоз, построенный механиками Черепановыми в 1833-1834 годах в Нижнем Тагиле. Это паровоз водил по заводской дороге составы с рудой весом до трёх тонн со скоростью до шестнадцати километров в час. Модель в масштабе 1:2 сделана тоже Черепановыми в 1839 году.

Открыть в полном размере (2280x2148; 1,93 мегабайт)
Паровоз Стефенсона "Ракета", построен в 1829 году для железной дороги Ливерпуль - Манчестер. Он развил скорость 47 километров в час на соревнованиях 1829 года в Англии.

Открыть в полном размере (2340x3000; 3,54 мегабайт)
Паровоз с "ногами" Брентона, 1813 год. Это паровоз имел один горизонтальный цилиндр, шток поршня которого был соединён с "ногами", снабжёнными "ступнёй" в виде скобы. При движении поршня паровой машины "нога" упиралась в землю, заставляя паровоз продвинуться на длину хода поршня. Таким образом достигалась скорость порядка пяти километров в час.

Открыть в полном размере (3116x2624; 4,58 мегабайт)
Паровоз Бленкинсона-Меррея, 1812 год. Зубчатая колёсная пара посередине - ведущая, а передние и задние - поддерживающие. Два вертикальных цилиндра расположены по одной оси котла. Передача на ведущую ось была устроена так, что кривошипы обоих колёс всегда оставались под прямым углом друг к другу. Паровоз развивал скорость тоже до пяти километров в час. Эксплуатировался до 1839 года.

Открыть в полном размере (2780x2612; 3,18 мегабайт)
Действующая схема паровой машины Уатта 1784 и...

Открыть в полном размере (2920x2605; 3,09 мегабайт)
...1786 годов.
Разные экспериментальные виды рельсов

Открыть в полном размере (2502x2440; 2,72 мегабайт)
Чугунные грибовидного сечения рельсы Джессона в чугунных подушках на каменных "стульях", конец XVIII века.

Открыть в полном размере (3184x2144; 3,81 мегабайт)
Чугунные уголковые рельсы 1776 года.

Открыть в полном размере (3112x2096; 3,95 мегабайт)
Рельсовая колея Рейнольдса 1767 года.

Открыть в полном размере (3284x2384; 4,12 мегабайт)
Деревянная рельсовая колея XVII века.
Остальные залы музея я покажу вам завтра.
Комментариев
#1
Profit, 17.12.2011, 11:13
Очень интересно, спасибо :)
sputnik-smr, 17.12.2011, 11:55
Как-будто снова побывал там

Битцевский панк, 20.12.2011, 20:09
А я собирался, но во все дни приезда он не работал.