IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )


> Региональные разделы по строительству городского внеуличного ж/д транспорта

Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Екатеринбург, Казань.

 
Reply to this topicStart new topic
> Типы грунтов и сложность строительства, Возможно ли сделать простую классификацию?
Godspeed
24.1.2016, 15:14
Сообщение ]]>#1]]>


Пассажир 3-го класса
Иконка группы

Группа: Пользователи
Сообщений: 99
Регистрация: 16.10.2013
Из: м. Говорово

Альбомы


Уважаемые форумчане!

В процессе создания одной научной работы возникла необходимость понять относительную сложность подземного строительства при разных типах грунтов в городах мира.

Данные по грунтам достать не составляет особого труда, но возникает вопрос - какие грунты хорошо подходят для строительства, а какие - не очень.

Честно говоря, я не нашел никаких работ или книг, где данный вопрос описывается комплексно (может, плохо искал). Был бы очень благодарен, если кто-нибудь из профессионалов, например, работников метростроя сможет помочь сделать очень базовую классификацию грунтов, что-то вроде:

1. Подземное стр-во легко вести в:
- тип грунта 1
- тип грунта 2
...
2. Нормально вести в:
- тип грунта 1
...

Детально описывать грунт не требуется, так как понимание нужно только примерное smile.gif

Спасибо большое заранее!
Go to the top of the page
Вставить в быстрый ответ: ник | цитату
+Quote Post
Ярополк
24.1.2016, 15:31
Сообщение ]]>#2]]>
Метроэксперт
Иконка группы

Группа: Пользователи
Сообщений: 3 407
Регистрация: 15.8.2004
Из: Лиепая-Рига, Латвия

Альбомы |
Награды



Если сразу наобум, то получается очень простая схема.

Самые лёгкие грунты для прокладки метро - сухие песчаные и сухие глинистые.

Затем обводнённые песчаные и глинистые с пересечением обводнённых зон. Здесь нужны мероприятия по водопонижению или заморозке грунтов при открытом способе работ и специальные приёмы проходки - кессон, гидропригруз, та же заморозка - при закрытом способе работ.
Особый случай - обводнённые песчаные моренные грунты, когда в водонасыщенном суглинке встречаются разного размера валуны.

Затем сухие твёрдые породы - просто проходка медленная и трудоёмкая

Затем водонасыщенные твёрдые породы - пористый песчаник или известняк в водоносных слоях с большим гидростатическим давлением. Самое неприятное.

Проходка на мелком или глубоком заложении к качеству грунта отношения не имеют. Приёмы проходки, что в одном, что в другом случае одинаковые. Только при глубоком заложении стоимость проходки гораздо выше по причине дорогостоящих работ по обеспечению ведения работ на глубине и самого доступа на глубину.
Go to the top of the page
Вставить в быстрый ответ: ник | цитату
+Quote Post
CrazyMAKS
25.1.2016, 1:26
Сообщение ]]>#3]]>
Любитель метро
Иконка группы

Группа: Пользователи
Сообщений: 1 296
Регистрация: 18.2.2011
Из: Москва, ЦАО

Альбомы


Ярополк, а как же скальные грунты?
Go to the top of the page
Вставить в быстрый ответ: ник | цитату
+Quote Post
Ярополк
25.1.2016, 10:54
Сообщение ]]>#4]]>
Метроэксперт
Иконка группы

Группа: Пользователи
Сообщений: 3 407
Регистрация: 15.8.2004
Из: Лиепая-Рига, Латвия

Альбомы |
Награды



Цитата(CrazyMAKS @ 25.1.2016, 1:26) *
Ярополк, а как же скальные грунты?


Вот они твёрдыми породами и называются. Особенно сухими.
Go to the top of the page
Вставить в быстрый ответ: ник | цитату
+Quote Post
Godspeed
25.1.2016, 21:51
Сообщение ]]>#5]]>


Пассажир 3-го класса
Иконка группы

Группа: Пользователи
Сообщений: 99
Регистрация: 16.10.2013
Из: м. Говорово

Альбомы


Ярополк,

Спасибо огромное!

Большая просьба тему пока не закрывать, вдруг еще уточнения или дополнения появятся smile.gif
Go to the top of the page
Вставить в быстрый ответ: ник | цитату
+Quote Post
vlad_svd
26.1.2016, 0:34
Сообщение ]]>#6]]>
Гуру метрополитена
Иконка группы

Группа: Пользователи
Сообщений: 10 945
Регистрация: 12.12.2008

Альбомы |
Награды



Цитата(Ярополк @ 24.1.2016, 15:31) *
Затем сухие твёрдые породы

Сухие скальные породы - почти идеальные грунты (при применении соответствующих технологий и оборудования), в вашей иерархии пойдут на втором месте.
Намного лучше, чем
Цитата(Ярополк @ 24.1.2016, 15:31) *
обводнённые песчаные и глинистые с пересечением обводнённых зон.



Цитата(Ярополк @ 24.1.2016, 15:31) *
Проходка на мелком или глубоком заложении к качеству грунта отношения не имеют. Приёмы проходки, что в одном, что в другом случае одинаковые.

Тот же НАТМ при мелком заложении - нечасто применяется.

Сообщение отредактировал vlad_svd - 26.1.2016, 0:36
Go to the top of the page
Вставить в быстрый ответ: ник | цитату
+Quote Post
Берендей
26.1.2016, 0:45
Сообщение ]]>#7]]>


Любитель метро
Иконка группы

Группа: Пользователи
Сообщений: 1 340
Регистрация: 16.2.2015
Из: некогда объяснять, несите цемент...

Блог | Альбомы |
Награды



Цитата(vlad_svd @ 26.1.2016, 0:34) *
Сухие скальные породы - почти идеальные грунты (при применении соответствующего оборудования), в вашей иерархии пойдут на втором месте.

Кембрийские глины. Все наши рекорды на них построены.

--------------------
Мафия бессмертна.
Go to the top of the page
Вставить в быстрый ответ: ник | цитату
+Quote Post
vlad_svd
26.1.2016, 0:49
Сообщение ]]>#8]]>
Гуру метрополитена
Иконка группы

Группа: Пользователи
Сообщений: 10 945
Регистрация: 12.12.2008

Альбомы |
Награды



Цитата(Берендей @ 26.1.2016, 0:45) *
Кембрийские глины.

Ну так они у Ярополка идут на первом (...сухие глинистые)
Go to the top of the page
Вставить в быстрый ответ: ник | цитату
+Quote Post
Берендей
26.1.2016, 0:53
Сообщение ]]>#9]]>


Любитель метро
Иконка группы

Группа: Пользователи
Сообщений: 1 340
Регистрация: 16.2.2015
Из: некогда объяснять, несите цемент...

Блог | Альбомы |
Награды



Цитата(Ярополк @ 24.1.2016, 15:31) *
Самые лёгкие грунты для прокладки метро - сухие песчаные и сухие глинистые.

Ну давайте от гиблого до лучшего - по возрастающей.
Песчанка - жуть жуткая для машиниста ТПМК. Постоянные переборы, провалы и проч. Качество - никакое.
Потом обводненные несвязные.
Супесь сухая лучше.
Еще лучше сухой суглинок.
Лучшие - известняк и кембрийка - самые удобные для проходки.


Цитата(vlad_svd @ 26.1.2016, 0:49) *
Ну так они у Ярополка идут на первом (...сухие глинистые)

Это скальная порода. tongue.gif
У тебя на первом. Определяйся.

--------------------
Мафия бессмертна.
Go to the top of the page
Вставить в быстрый ответ: ник | цитату
+Quote Post
vlad_svd
26.1.2016, 1:29
Сообщение ]]>#10]]>
Гуру метрополитена
Иконка группы

Группа: Пользователи
Сообщений: 10 945
Регистрация: 12.12.2008

Альбомы |
Награды



Цитата(Берендей @ 26.1.2016, 0:53) *
Это скальная порода. tongue.gif

Хм...
Скальная горная порода - твердая горная порода с пределом прочности при одноосном сжатии, превышающем 30 МПа (ГОСТ Р 50544-93)
Для Кембрийских глин величина предела прочности при одноосном сжатии перпендикулярно слоистости составляет 3,2-3,6 МПа, а параллельно 1,0-2,0 МПа.
Не дотягивает до скальной

В ГОСТ 25100-95 другое определение (на мой взгляд более корректное):
Грунт скальный - грунт, состоящий из кристаллитов одного или нескольких минералов, имеющих жесткие структурные связи кристаллизационного типа.
Грунт полускальный - грунт, состоящий из одного или нескольких минералов, имеющих жесткие структурные связи цементационного типа.
Условная граница между скальными и полускальными грунтами принимается по прочности на одноосное сжатие (>= 5 МПа - скальные грунты, <5 МПа - полускальные грунты).


В общем, ни по одному из определений кембрийские глины к скальным грунтам не относятся.

Сообщение отредактировал vlad_svd - 26.1.2016, 1:35
Go to the top of the page
Вставить в быстрый ответ: ник | цитату
+Quote Post
Neytiri M.D.
26.1.2016, 9:46
Сообщение ]]>#11]]>


Метроэксперт
Иконка группы

Группа: Заблокированные
Сообщений: 2 913
Регистрация: 9.5.2012

Альбомы


Назрел такой вопрос: к какой категории стоит отнести граниты и прочие очень крепкие скальные породы?
На сколько я знаю, в Норвегии именно такие грунты, при этом там строят огромное количество автомобильнх тоннелей под различными проливами, фьордами и горными хребтами. Понятно, что у Норвегии очень хороший доход от продажи нефти и газа, что позволяет строить даже самые нерентабильные сооружения. Тем не менее стоимость этих тоннелей весьма небольшая, несмотря на повсеместное применение БВР. Соответственно, напрашивается вывод, что их грунты гораздо лучше подходят для строительства тоннелей, чем, например, московские. Или вся разница базируется на том, что у нас город, в то время как у них практически всегда дикая местность.
Go to the top of the page
Вставить в быстрый ответ: ник | цитату
+Quote Post
Ярополк
26.1.2016, 12:28
Сообщение ]]>#12]]>
Метроэксперт
Иконка группы

Группа: Пользователи
Сообщений: 3 407
Регистрация: 15.8.2004
Из: Лиепая-Рига, Латвия

Альбомы |
Награды



Цитата(Neytiri M.D. @ 26.1.2016, 9:46) *
Соответственно, напрашивается вывод, что их грунты гораздо лучше подходят для строительства тоннелей, чем, например, московские. Или вся разница базируется на том, что у нас город, в то время как у них практически всегда дикая местность.


Правильный вывод. Он был сделан ещё в 30-е годы, когда стали исследовать московские грунты.

Вся разница базируется на том, что там базальты и граниты. Посмотрите, сколько тоннелей в Стокгольме в центре города. И насколько они при этом неглубокие и огромные. Камень - это камень. А хлипкая глина в московской речной пойме - это... московское метро.
Go to the top of the page
Вставить в быстрый ответ: ник | цитату
+Quote Post
CptLop
26.1.2016, 13:24
Сообщение ]]>#13]]>
Метроэксперт
Иконка группы

Группа: Пользователи
Сообщений: 4 422
Регистрация: 28.10.2009
Из: Самара, ост. "Черемшанская"


Блог | Альбомы


Цитата(Ярополк @ 24.1.2016, 16:31) *
Самые лёгкие грунты для прокладки метро - сухие песчаные и сухие глинистые.

В одной из книг про московское метро читал, как московские метростроевцы жаловались на аптский песок, в котором было очень сложно строить тоннели и межтоннельные сбойки из-за его сыпучести.
Также в этой книге упоминались трудности при прохождении грунта, насыщенного бензином из-за расположенной рядом бензозаправки, а также грунта в
промзоне, насыщенного вредными химическими веществами.


Цитата(Берендей @ 26.1.2016, 1:53) *
Лучшие - известняк и кембрийка - самые удобные для проходки.

А у нас в Самаре на вопрос, почему нельзя строить метро в центре глубоким заложением, ссылаются на то, что в историческом центре на глубинах более
15-20 метров - сплошные известняки, доломиты и карстовые пустоты, в которых строительство тоннелей и станций слишком сложно, опасно и дорого.

--------------------
"А в этом месте по другому не прожить !" (с) ( "Чайф")
Go to the top of the page
Вставить в быстрый ответ: ник | цитату
+Quote Post
pahan
26.1.2016, 13:41
Сообщение ]]>#14]]>
Старший пассажир-инструктор
Иконка группы

Группа: Пользователи
Сообщений: 616
Регистрация: 12.5.2011
Из: Химки, М.О.

Блог | Альбомы


Цитата
карстовые пустоты

Скорее всего, ваша проблема именно в них. Был бы твёрдый и плотный известняк как в Москве - проблемы бы не было. А когда рискуешь обрушить неизвестно что и неизвестно где на поверхности - s_idontno.gif . НЯП, в Днепропетровске такие же грунты.

Сообщение отредактировал pahan - 26.1.2016, 13:42
Go to the top of the page
Вставить в быстрый ответ: ник | цитату
+Quote Post
CptLop
26.1.2016, 15:09
Сообщение ]]>#15]]>
Метроэксперт
Иконка группы

Группа: Пользователи
Сообщений: 4 422
Регистрация: 28.10.2009
Из: Самара, ост. "Черемшанская"


Блог | Альбомы


Цитата(pahan @ 26.1.2016, 14:41) *
Цитата
карстовые пустоты

Скорее всего, ваша проблема именно в них. Был бы твёрдый и плотный известняк как в Москве - проблемы бы не было. А когда рискуешь обрушить неизвестно что и неизвестно где на поверхности - s_idontno.gif . НЯП, в Днепропетровске такие же грунты.

Карстовые пустоты образуются в известняках, когда в них проникают грунтовые воды. То есть сухие известняки ( без карстовых пустот ) могут быть только, если они выше уровня грунтовых вод или прикрыты слоем водоупорных глин. Киев, Рим, Париж тоже стоят на известняках, но это не помешало
строить в них метро.

--------------------
"А в этом месте по другому не прожить !" (с) ( "Чайф")
Go to the top of the page
Вставить в быстрый ответ: ник | цитату
+Quote Post
Виноградовский
26.1.2016, 20:11
Сообщение ]]>#16]]>
Знаток метрополитена
Иконка группы

Группа: Пользователи
Сообщений: 6 064
Регистрация: 21.2.2014
Из: Москва, метро Петровско-Разумовская


Альбомы |
Награды




Треть территории Москвы - опасные и потенциально опасные в карстовом отношении территории. Но особенность московского карста в том, что процесс карстообразования сложно запустить - нужны глобальные изменения в гидрогеологии (как были в районе Хорошёвки во время активной работы Курчатовки). Не Нижегородская область, чай.
А так - чем связаннее порода и меньше её обводнённость - тем лучше для для строительства подземных сооружений. Ну а крепость (прочность) скальной породы вещь такая - с одной стороны затраты на разработку, с другой стороны затраты но обделку *в гранитах Стокгольма обделка как таковая не нужна.
Песчаные (несвязные) породы для закрытого способа работ действительно самые сложные.
Go to the top of the page
Вставить в быстрый ответ: ник | цитату
+Quote Post
vlad_svd
27.1.2016, 0:28
Сообщение ]]>#17]]>
Гуру метрополитена
Иконка группы

Группа: Пользователи
Сообщений: 10 945
Регистрация: 12.12.2008

Альбомы |
Награды



Цитата(Neytiri M.D. @ 26.1.2016, 9:46) *
к какой категории стоит отнести граниты и прочие очень крепкие скальные породы?



Ну и вообще ГОСТ 25100-95 ответит на все подобные вопросы
Go to the top of the page
Вставить в быстрый ответ: ник | цитату
+Quote Post
Гренка
19.4.2016, 10:27
Сообщение ]]>#18]]>
Любитель метро
Иконка группы

Группа: Работники метростроя
Сообщений: 1 479
Регистрация: 10.3.2010
Из: Москва

Альбомы |
Награды



Есть еще в Москве одна мерзость - Юрская глина, для закрытого способа работ, классическим горным способом - это беда полная. В нее стараются по возможности не сажать никогда основные сооружения метрополитена.
Go to the top of the page
Вставить в быстрый ответ: ник | цитату
+Quote Post

Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 21.2.2020, 18:21

info2016 ≤co-бa-кa≥ nashtransport.ru
«Наш транспорт» © 2010—2020. «Моё метро» © 2002—2010
Rambler's Top100